| Главная | | Журнал | | | | | Форум | English |

Новости

25 Апреля 2023
Во Владимирской области пресечена деятельность международной преступной группы по незаконной организации азартных игр ->
2 Января 2023
В Удмуртии сотрудниками полиции пресечена деятельность трех игорных заведений ->
24 Октября 2022
В Ижевске возбуждено уголовное дело по факту обнаружения трёх подпольных казино ->
19 Января 2022
В Краснодаре закрыли подпольный игорный клуб ->
18 Января 2022
В Миассе накрыли нелегальное казино ->
26 Ноября 2021
В Калининграде вынесли приговор организаторам подпольных игровых клубов ->
26 Ноября 2021
Полиция ликвидировала незаконный игорный бизнес на севере столицы ->
7 Ноября 2021
18-летний кировчанин обвиняется в организации и проведении азартных игр ->
5 Ноября 2021
Двое новосибирцев пойдут под суд за организацию подпольного казино ->

Все новости

Новости стран СНГ

21 Января 2022
Госбюджет может получать от игорного рынка гораздо больше денег – нужна ясность с налогами ->
5 Ноября 2021
Как игорный бизнес влияет на другие секторы экономики в Украине? ->
15 Октября 2021
Выигрыши игроков азартных игр будут облагаться налогом от десяти минимальных зарплат ->
15 Октября 2021
Выигрыши игроков азартных игр будут облагаться налогом от десяти минимальных зарплат ->

Все новости

Вести со всего мира

21 Января 2022
В Болгарии задержаны подозреваемые в ограблении казино ->
3 Января 2021
Превратили фургон в... казино ->
24 Ноября 2020
В Лас-Вегасе ввели жесткие ограничения на посещение казино ->
11 Октября 2020
Во все тяжкие: старушка-лудоманка убила двоих человек и устроила тур по казино ->

Все новости

Опрос

Будет ли в Крыму игорная зона?

Несомненно,будет
Пока это только идеи
Будет,но затея провалится
Все это политическая суета
Я ушел/ушла из бизнеса и дальнейшее меня не волнует

Можно ли отделить государство от казино?

Игорный бизнес в России зародился в начале 1990-х. Тогда он скорей напоминал

стихийное неформальное движение, поскольку до принятия нового Уголовного кодекса

Российской Федерации, вступившего в силу с 1 января 1997 года, содержание игорных

заведений было уголовно наказуемо и относилось к разряду преступлений против

общественной нравственности. А само понятие "игорный бизнес" на законодательном

уровне появилось только после принятия Закона "О налоге на игорный бизнес" (1998 год).

Это словосочетание дало название предпринимательской деятельности, которая связана с

извлечением дохода в виде выигрыша и при этом не считается реализацией продукции.

Эти формальные тонкости не мешали рождению и почти мирному существованию тысяч

игорных домов по всей территории РФ. Местные власти не только не препятствовали

возникновению очагов азарта, но активно содействовали и всячески поощряли новый вид

коммерческой деятельности.

Гангстерские хроники

История первая. В период прогрессирующей приватизации и капитализации всей страны

администрация г. Находки постановила, что ландшафту города не хватает буржуазной

изюминки - игорного дома. Ожидалось пополнение городской казны за счет

непосредственного участия в проекте. Рождению первого казино предшествовало

появление российско-корейского СП. Его уставный капитал в 74 млн рублей образовали

учредители Ю. Середа, Б. Попов, В. Губаль , А. Лян - все жители Находки, а также Чу

Чжон Кок из Сеула. Соучредителем также выступил районный комитет по управлению

имуществом, презентовав СП здание кинотеатра "Спартак" и права пользования

земельным участком под ним. В сентябре 1992 года казино "Спартак " распахнуло свои

двери для публики. Теперь ежевечерне перед рядовыми жителями города Находки

оживали кадры голливудских гангстерских хроник: мужчины в смокингах и дамы в

декольте подъезжали к сверкающему подъезду на лимузинах (японского производства,

правда) и исчезали в сумраке игорного зала. Основной контингент составляли рэкетиры,

аферисты и кооператоры. Иногда заглядывали иностранцы.

Несмотря на обилие посетителей и толщину их кошельков, налоговые выплаты казино

"Спартак" в течение трех лет уменьшались со скоростью геометрической прогрессии.

Пока не достигли критической отметки. Корейское СП объявило о банкротстве игорного

заведения. Кинотеатр вернули народу, и город зажил в привычном ритме…

По данным налоговых органов, до 1997 года владельцы казино представляли в налоговые

органы нулевые или минусовые балансы, стремясь доказать свою убыточность и

минимизировать налогообложение. А добрая половина игорных заведений и вовсе

умирала от "мнимого банкротства". Причина в одном-единственном числе: 90.

Государство установило для игорных предприятий налоговую ставку с прибыли в размере

90%. Столь высокая планка для еще становящегося бизнеса - непомерное бремя. Эта была

тактическая ошибка, моментально спровоцировавшая возникновение теневой бухгалтерии

- сработал инстинкт самосохранения.

Однако не дождавшись золотых потоков, мерно бегущих в бюджет, чиновники перешли в

наступление.

История вторая. Администрация северной столицы создала муниципальное предприятие,

которое контролировало 51 % акций игорных заведений города. В это предприятие были

делегированы представители основных контролирующих организаций: ФСБ, налоговой

полиции, налоговой инспекции. Расчет был в том, что государство, как акционер, будет

получать дивиденды с 51 % акций.

"Тогда я считал, - вспоминает бывший председатель комитета по внешним связям, - не

знаю, правильно или нет, что игорный бизнес - это такая сфера деятельности, в которой

должна быть монополия государства. Но моя позиция противоречила уже принятому

закону об антимонопольной деятельности. Тем не менее я попытался сделать так, чтобы

государство в лице города установило жесткий контроль над игорной сферой... Владельцы

казино показывали нам только убытки. То есть в тот момент, когда мы подсчитывали

прибыль и решали, куда можно будет ее направить - на развитие городского хозяйства, на

поддержание социальной сферы, - они смеялись над нами и показывали убытки. Это была

классическая ошибка людей, которые впервые столкнулись с рынком… Но если бы я

остался работать в Питере, все равно эти казино додушил бы. Я бы их всех заставил

работать на нужды общества и делиться с городом своими прибылями. Эти деньги пошли

бы пенсионерам, учителям и врачам" (из книги "От первого лица. Разговоры с

Владимиром Путиным").

Монополия государства на игорный бизнес вовсе не новость: подобную политику

проводит правительство Франции, но в строго регламентированных рамках. Наши же

госчиновники не спешили с законотворчеством, они выбрали политику силы. То и дело на

казино, подобно воронью, "налетали" крепкие ребята в черных масках в форме спецназа.

Они находили в укромных уголках неучтенную валютную выручку, которую

бесцеремонно увозили на раздолбанных милицейских "жигулях".

Бессрочное перемирие?

Предприниматели оказались мудрее, пророчески предвидя разрешение назревшего

противостояния с принятием четко прописанного закона о налогообложении и

лицензировании игорного бизнеса. Они начали самостоятельно отстаивать свои интересы.

"У нас был очень хороший опыт работы с Государственной думой, когда мы участвовали

в разработке проектов закона о налогообложении игорного бизнеса, - рассказал Дмитрий

Слободкин, вице-президент Московской ассоциации деятелей игорного бизнеса, на

конференции, проходящей в рамках ежегодной специализированной выставки EELEX-

2000. - Тогда мы были направлены в качестве экспертов в рабочую группу, и мы работали

с бюджетным комитетом, с Жуковым, и с Макаровым, и с Куликовым, и присутствовали

на заседании.

Когда на заседание пришли представители налоговой службы и налоговой полиции,

первый вопрос, который им был задан: "Дайте расчеты, которые могут обосновать ту или

иную ставку, которые выносило правительство в то время". На следующее заседание

рабочей комиссии представители налоговой службы не явились, и никаких расчетов до

принятия закона так и не было".

31 июля 1998 г. был принят федеральный закон РФ № 142 "О налоге на игорный бизнес",

который кардинально изменил систему налогообложения игорных заведений. Закон ввел

фиксированный налог на игорный бизнес с единицы игрового оборудования. Такой

подход значительно упростил контроль за своевременностью и полнотой уплаты налога,

поощрял эффективное использование игровых столов и игровых автоматов и

противодействовал уклонению от налоговых выплат. В 1998 году игорные заведения

выплатили в бюджет в виде налогов всего 70 миллионов рублей. После принятия

вышеназванного закона в 1999 году поступления только в федеральный бюджет от этого

вида предпринимательской деятельности составили 239 миллионов рублей, а в

консолидированный бюджет Российской Федерации - свыше 394 миллионов рублей. С

августа 1998 года по апрель 2000 года только игорными заведениями г. Москвы было

перечислено в бюджет Федерации более 160 миллионов рублей.

"Согласно мировой практике фиксированная ставка налога устанавливается тогда, когда

законодатель не может урегулировать отдельные отрасли предпринимательской

деятельности, и, как правило, такие налоги и такие законы носят временный характер", -

прокомментировал депутат Госдумы РФ, член Комитета по бюджету и налогам И. Динес.

Закон предусматривал лишь минимальные ставки налога, зачисляемые непосредственно в

федеральный бюджет. Для пополнения доходной части местных бюджетов региональным

администрациям было предоставлено право устанавливать конкретные единые размеры

ставок налога на их территории. Этим правом воспользовалось 35 субъектов РФ. Причем

статистика показала, что максимальный прирост дохода в федеральный бюджет обеспечен

в тех регионах, где средний взвешенный коэффициент повышения минимальных ставок

относительно невысок - 1,5% - максимум 2%.

Арифметика для госказначеев

14 февраля 2001 года в закон о налоге были внесены изменения. Изначальные ставки

повысились вдвое и составили 200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) в месяц

за каждый игорный стол, 7,5 МРОТ - за каждый игровой автомат, 200 МРОТ - за каждую

кассу тотализатора, 100 МРОТ - за каждую кассу букмекерской конторы. Налог

выплачивается раз в месяц не позднее 20 числа (с 1 июля 2001 года МРОТ составил 300

рублей. На досуге можете заняться арифметикой).

"Предложение о повышении ставок налога в 2 и более раз было впервые сформулировано

Комитетом Госдумы по делам женщин, семьи, молодежи в связи с повышением дохода

федерального бюджета на выплату детских пособий. Инициатором его были левые

фракции Государственной думы. Правительство же вышло со встречным предложением:

"Зачем в 2? Давайте в 5". Тем самым правительство оказалось более левым, чем КПРФ…

Однако дальнейший рост ставок должен быть обоснован экономически, поскольку

чрезмерное увеличение может вызвать прямо противоположный эффект - снижение

налогооблагаемой базы, сокращение налоговых платежей". Это мнение И. Динеса.

В сентябре 1998 года был принят следующий важный федеральный закон - о

лицензировании отдельных видов деятельности, который впервые на законодательном

уровне определил принципы, задачи лицензирования и прописал основные процедуры и

механизмы его реализации. В результате в условиях Москвы, например, лицензионный

сбор в сфере игорного бизнеса был снижен в 10 раз и составляет в настоящее время 10

размеров минимальных оплат труда, а действие лицензии на право содержания казино,

игорных заведений увеличилось от 1 года до 3 лет. К сожалению, федерального

положения о порядке лицензирования предприятий в сфере игорного бизнеса, разработка

которого законом возложена на Государственный комитет по спорту РФ, до сих пор нет.

Москва азартная

Но были червяки, подтачивающие молодую поросль и изнутри. Как это всегда случалось

в нашей истории, форма, заимствованная и насаженная сверху, утопла в болоте

невежества. Представители класса вольнодумных метателей купюр, а именно они во

времена первых рыночных строек составляли удельный вес завсегдатаев игорных домов,

отличались скверным воспитанием и своим присутствием только оскверняли храм азарта.

Игра перестала быть самоценной, она попала в компанию примитивных балаганных

развлечений "крутовареных".

История третья. Петрозаводск. Сентябрь,1997 год. Казино "Тигр". Шум, нецензурная

брань, накурено - хоть топор вешай.

Болевая точка - посетители казино. Основная масса - так называемые "ковыряльщики":

играют по-мелкому и очень шумно. Устроить скандал или драку для многих из них - пара

пустяков, а нахамить крупье - это просто дело чести, доблести и славы. Проигрывать

деньги такие клиенты не любят и не умеют. Когда им что - то не нравится или не понятно,

они начинают хватать крупье за руки, оскорблять его и окружающих. А если крупье

постоянно выигрывает, его могут и затравить.

Какой-нибудь наркоман может пойти в туалет, ширнуться там, после чего его стошнит

прямо на палас в зале; проститутки частенько наведываются, играют и тут же снимают

клиентов.

Однако подобное брожение нравов царило на периферии. Столичные казино изначально

старались поддерживать имидж респектабельности и элитарности своих заведений,

уровень запросов публики был качественно выше. Но это еще более беспокоило

московское правительство. Возглавляющий Государственно-правовое управление мэрии

Геннадий Пономарев пояснил, что "места, где делаются крупные ставки, являются

притягательными для криминальных денег и людей, которые ими пользуются". 19 июля

1996 года появилось распоряжение мэра Москвы "О дополнительных мерах,

определяющих порядок открытия заведений игорного бизнеса, их работы, установления

предельного количества и месторасположения этих заведений ". Комментируя это

распоряжение, Лужков заявил, что количество казино в Москве в целях поддержания

правопорядка будет сокращено с 70 до 5. Теперь московским предпринимателям

предстоял новый раунд борьбы - за место под солнцем. (Оговорюсь сразу, мечта

московского мэра не осуществилась. В 1996 году в Москве действовало 72 казино, в 2000

году – 38.)

Также для усиления контроля столичная администрация решила сгруппировать все

московские казино в одном месте. Представители Московской ассоциации деятелей

игорного бизнеса незамедлительно присоединились к разработке проекта, чтобы

подстраховать собственные интересы. В августе - сентябре 1996 года была разработана

концепция строительства Центра развлечений и досуга в Нагатинской пойме. Под

строительство выделили земельные площади в 120 га. Но 17 ноября 2000 года совершенно

неожиданно для игрового бизнеса Центр досуга приказал долго жить, а на Нагатинской

пойме решили строить автодром "Формула-1". И под первым и под вторым проектами

стояла подпись министра московского правительства Иосифа Орджоникидзе. Хозяева

казино вздохнули спокойно. Но позже оказалось, что идея объединить казино в одном

месте не умерла, изменилось лишь место застройки комплекса, которое, скорее всего,

окажется за пределами Москвы. 19 декабря 2000 года машина Орджоникидзе была

обстреляна двумя неизвестными, в результате чего водитель погиб, а вице-премьер

получил два огнестрельных ранения. Контрольного выстрела не последовало.

Орджоникидзе курировал немало крупных проектов - таких, как бизнес-центр Москва-

Сити, реконструкция крупнейших московских гостиниц. Но среди прочих версий

покушения фигурировала и история Нагатинской поймы.

По экспертным оценкам Совета Государственной думы, в игорный бизнес на

сегодняшний день инвестировано несколько сотен миллионов долларов. И в этой сфере

занято более 150 тысяч человек, в основном молодежь. Количество игорных заведений,

зарегистрированных в Российской Федерации, составляет 2 619 единиц в 75 субъектах

РФ, причем более половины - 53% из них - приходится на 6 главных регионов - это

Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область, Волгоградская область,

Краснодарский край и Ростовская область.

При всем при этом игорный бизнес остается малоразвитой индустрией. Налоговые

поступления в федеральный и региональный бюджеты составляют примерно 0,25% , из

которых 0,13% - доля столичного игорного бизнеса. Между тем страсти улеглись, и

государство перестало видеть в игорном бизнесе строптивую дойную корову. И вот яркое

тому свидетельство: 7 августа 2001 года В.В. Путин подписал закон "О противодействии

легализации доходов, полученных преступным путем". Как это ни парадоксально, но

игорный бизнес не подпадает под прямое действие закона. Первоочередное внимание

будет уделено вопросам незаконного вывоза валюты, розыску и репатриации вывезенных

капиталов и выявлению непосредственных участников этих сделок. Слишком сошка

мелка – нечего и руки марать.

Екатерина Терпигорева


Вестник игорного бизнеса

17 Октября 2023
В 2024 году игорная зона «Красная Поляна» ожидает существенное увеличение количества туристов из Ирана ->
23 Мая 2023
Игорные зоны России приняли почти 40 000 гостей во время майских праздников. ->
21 Декабря 2022
Расширено количество эксклюзивных слотов в казино Parimatch ->
24 Октября 2022
Посещаемость игорных зон в Сочи и Калининграде упала на 20% из-за «спецоперации» ->

Все статьи

Партнер

Поиск

Сотрудничество

Ассоциация Деятелей Игорного Бизнеса приглашает к сотрудничеству всех, кто заинтересован в становлении цивилизованного игорного бизнеса в России.

Реклама

Ассоциация    |    Журнал    |    Каталог    |    Путеводитель    |    Законодательство    |    Форум    |    КЛУБ

Ассоциация Деятелей Игорного Бизнеса (АДИБ)
107031, г.Москва, Петровский переулок д.5 стр.3
Для связи со СМИ: +7 (903) 578-61-20. E-mail: info@adib92.ru
Использование материалов сайта возможно только при письменном согласии редакции ADIB92.RU