Заключение АДИБ на проект федерального закона № 245714-4 «О внесении изменения в статью 9 Закона РФ «О защите прав потребителей»
Заключение Ассоциации Деятелей Игорного Бизнеса на проект федерального закона № 245714-4 «О внесении изменения в статью 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» (об исключении из сведений, обязательных для предоставления потребителю, информации о деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари)»
Рассмотрев указанный законопроект, Ассоциация Деятелей Игорного Бизнеса (АДИБ) отмечает следующее.
Законопроект предлагает внести изменения в часть 1 статьи 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» в части запрещения продавцу и исполнителю продукции, товаров и услуг в сфере азартных игр и пари доведения до сведения потребителя фирменное и иное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) режим ее работы на уличной вывеске. Судя по всему, новаторская идея разработчиков направлена на ограничение рекламы игорных заведений.
Следует отметить, что согласно статье 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, которое указывается в его учредительных документах, часть 4 вышеуказанной статьи предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Назначение данной информации заключается в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении режима его работы. Данные требования направлены на идентификацию и индивидуализацию юридических лиц, что подтверждается, в частности, судебной практикой. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 информационного письма от 25.12.98 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» разъяснил, что указание юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой.
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 18.07.95 № 108-ФЗ "О рекламе" рекламой признается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама.
Кроме того, в проекте не указано кто именно является продавцом и исполнителем продукции, товаров и услуг в сфере азартных игр и пари. Cфера действия данного закона не распространяется на деятельность по организации азартных игр и пари, поскольку данная деятельность не является реализацией товаров, работ или услуг, что подтверждается соответствующей судебной практикой.
Исходя из изложенного Ассоциация Деятелей Игорного Бизнеса данный законопроект не поддерживает.