Заключение Правительства РФ на проект федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр"
Президенту Российской Федерации
В.В.Путину
Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации
На № А61-7-389 от 9 октября 2006 г.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
на проект федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр", вносимый в Государственную Думу Президентом Российской Федерации В.В.Путиным
Правительством Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона по данному вопросу.
Правительство Российской Федерации поддерживает необходимость принятия закона, регулирующего деятельность по организации и проведению азартных игр.
Вместе с тем по представленному проекту имеется ряд замечаний.
Пунктом 2 статьи 7 законопроекта устанавливается требование к организатору азартных игр. В частности, предусматривается, что его чистые активы в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр должны быть не менее 600 млн. рублей. Необходимо предусмотреть в законопроекте порядок расчета размера чистых активов организатора игорного заведения.
Учитывая, что пунктом 5 статьи 9 законопроекта установлена обязанность по использованию в игорном заведении игорного оборудования, соответствующего обязательным требованиям, необходимо дополнить законопроект положением, предусматривающим прохождение периодической проверки используемого оборудования.
Ряд понятий, используемых в законопроекте, требуют раскрытия либо корректировки, в том числе уточнения таких понятий, как "организатор игорного заведения", "фактический выгодоприобретатель", "жилищный фонд", и других.
Необходимо учесть особенности организации деятельности букмекерских контор и касс тотализаторов в части определения размера чистых активов, требований к размерам помещений букмекерских контор и касс тотализаторов, а также мест расположения пунктов приема ставок вне границ игорных зон.
Положения законопроекта о запрете осуществления на территории Российской Федерации деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, требуют дополнительной проработки, поскольку не содержат механизмов, позволяющих реализовать данный запрет на практике и контролировать его соблюдение.
Пунктом 2 статьи 12 законопроекта устанавливается минимальный средний процент денежного выигрыша каждого автомата в размере 80 процентов. В целях повышения уровня прав и законных интересов граждан, а также в соответствии с международной практикой считаем целесообразным установить данный параметр на уровне 90 процентов.
Требуют доработки положения законопроекта, касающиеся создания (ликвидации) игорных зон, в части установления порядка принятия решения об их создании, ликвидации, возможности изменения границ и наименования в течение срока действия игорных зон. Кроме того, должен быть установлен период действия игорных зон и порядок продления срока их действия. В законопроекте следует предусмотреть основания для ликвидации игорного заведения.
Следует внести уточнения в перечень документов, необходимых для получения разрешения на открытие игорного заведения, дополнив его документом об уплате государственной пошлины за рассмотрение указанного заявления, поскольку ее неуплата является основанием для отказа в выдаче разрешения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 законопроекта передача земельных участков в аренду осуществляется федеральным органом исполнительной власти в порядке, предусмотренном земельным законодательством. Указанное положение законопроекта требует уточнения, поскольку согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Кроме того, следует отметить, что принятие рассматриваемого законопроекта повлечет необходимость внесения изменений в целый ряд законодательных актов.
Установление определенного количества игорных зон приведет к снижению доходов от налогообложения игорного бизнеса в бюджеты субъектов Российской Федерации, на территории которых не будут размещены игорные зоны. В связи с этим следует внести необходимые изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части налогообложения игорного бизнеса, а также уплаты государственной пошлины за действия уполномоченных органов.
В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации на осуществление отдельных видов деятельности необходимо получение лицензии. В то же время согласно законопроекту для открытия игорного заведения достаточно разрешения, получаемого в упрощенном порядке, устанавливаемом статьей 17 законопроекта.
Принимая во внимание, что в настоящее время деятельность в данной сфере подлежит лицензированию в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", при отказе от лицензирования необходимо внесение изменений в Закон в части отмены лицензирования указанного вида деятельности. В связи с этим полагаем, что законопроект должен содержать соответствующую норму.
Также требуется внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности организаторов азартных игр за нарушения законодательства о деятельности по проведению и организации азартных игр.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации поддерживает проект федерального закона c учетом указанных замечаний.
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Жуков