Игорный бизнес не поедет в резервации
15 декабря депутаты во втором чтении приняли проект закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», в котором определили 4 зоны, где официально будет разрешено размещение игорного бизнеса. Эксперты считают, что российские операторы вынуждены будут уйти с этого рынка, так как не имеют опыта работы в «резервациях».
Начавшиеся в 2006 году массовые гонения на игорный бизнес подходят к логическому завершению. 15 декабря, в пятницу, депутаты рассмотрели и приняли внесенный ранее президентом законопроект, предусматривающий серьезные ограничения деятельности операторов игорного бизнеса с 2007 года и полный перевод таких предприятий в 4 резервации с 1 июля в 2009 года. Кроме того, законопроект предусматривает полный запрет на азартные игры в интернете. Не попали под его действие только букмекерские конторы и ипподромы, которые по-прежнему смогут размещаться на любых территориях.
В общем-то, ничего удивительного в этом нет. Всем уже было понятно, что законопроект будет принят практически без изменений – слишком уж массовой была атака на игорный бизнес. Основными новшествами принятого законопроекта стало определение четырех зон, куда с первого июля 2009 года переедет весь игорный бизнес. Согласно планам депутатов, «резервации» будут размещаться в Алтайском и Приморском краях, Калининградской области, а также на границе Краснодарского края и Ростовской области. Вопреки прогнозам, в список не попала Московская область (напомним, что ряд экспертов утверждали, что одна из резерваций будет создана в Подмосковье в районе строящегося компанией «Белая дача» развлекательного комплекса «Парклэнд»). Однако по истечении десяти лет с момента создания зоны, она может быть ликвидирована или перебазирована решением правительства РФ.
Впрочем, эти зоны сначала необходимо создать. Судя по всему, российские гэмблеры не намерены инвестировать средства в развитие «резерваций», в которые их принудительно переселяют. По крайней мере, ведущие игроки отрасли уже выступили с заявлениями, что «в такую даль они не поедут», а многие из них заявили о планах развивать другие направления бизнеса. Тогда становится непонятно, за чей счет будут создаваться резервации. Ведь государство выделяет участки под их размещение, что называется, в чистом поле, а затраты на создание инфраструктуры и строительство ложатся на плечи инвесторов. С другой стороны, многие операторы, которые захотят сохранить свое легальное присутствие на рынке, вынуждены будут смириться с требованиями закона.
По большому счету ситуация стандартная: сначала Госдума принимает очередной президентский законопроект, который в корне противоречит интересам бизнеса, занятого в сфере, попавшей под регулирование. Участники рынка сразу же выступают с критикой, предупреждая об опасностях, которые таит в себе принятие соответствующей нормы, после чего депутаты неохотно вносят несколько незначительных поправок, и в итоге участники рынка идут на компромисс и пытаются подстроиться под требования нового законодательства (именно так развивалась ситуация с регулированием на строительном рынке).
Другое дело, что в данном случае речь идет о слишком больших вложениях при неоднозначных перспективах. Главная проблема – отсутствие у наших операторов соответствующего опыта, что значительно усложняет задачу. Как считает вице-президент Ассоциации деятелей игорного бизнеса Евгений Ковтун, из существующих операторов лишь единицы рассматривают возможность работы на рынке гэмблинга после 2009 года. Почему? «Бизнес в зонах - совсем другой бизнес, нежели тот, который есть сейчас. В России нет компаний имеющих опыт постановки и развития такого механизма», – продолжает Ковтун. Кроме того, вряд ли операторы, даже при всем желании, успеют построить эти зоны за отведенные 2,5 года – по оценкам экспертов, на запуск «резерваций» необходимо как минимум пять лет.
Еще одна проблема, которая будет стоять перед организаторами зон, - это привлечение в них игроков, которые обеспечат разместившимся там заведениям желаемую доходность. «Московские игроки, конечно же, туда не поедут. Вся ставка этих зон - на игроков из-за рубежа», – говорит Ковтун. Но вот поедут ли иностранные предприниматели в «русские резервации», если альтернативой является Монте-Карло или Лас-Вегас, где игорно-развлекательная инфраструктура складывалась годами? Вряд ли. Маловероятно также, что завсегдатаями казино станут жители близлежащих городов России. В общем, по словам Евгения Ковтуна, перспективы развития игорного бизнеса в России после 2009 года крайней сомнительны. Если, конечно, депутаты не примут поправки, которые облегчат жизнь игорным заведениям. Некоторые эксперты все еще надеются, что идея с резервациями провалится, а депутаты одумаются и просто ужесточат требования к предприятиям игорной индустрии, вследствие чего на рынке останутся только самые крупные игроки, но размещать свои залы они смогут в любых городах.
Вероятным местом приложения усилий операторов игорного бизнеса выглядел интернет, где в последние годы стали вестись игры на деньги. Однако депутаты решили. что игорному бизнесу в рунете не место и запретили интернет-гэмблинг как класс. Однако аналитики уверены, что в Сети игорный бизнес сохранится – просто серверы переедут в офшоры (более подробно о развитии и перспективах интернет-гэмблинга читайте заметку «Игры Патриотов» в №23’06 «Бизнес-журнал»).
В итоге, борьба с игроманией приведет не к становлению в нашей стране цивилизованного рынка игровых залов и казино, а лишь к развитию подпольной индустрии, которая будет приносить владельцам не облагаемые налогами доходы. А прибыли от деятельности интернет-казино достанутся бюджетам островных «банановых республик».
Зачем было это делать? Видимо, логика, которой руководствовались президент и депутаты, непонятна больше никому.
Автор: Антон Белых
Бизнес-журнал