"Решают вопрос другим способом: просто приносят чемодан"
Ассоциация деятелей игорного бизнеса (АДИБ) будет вынуждена заняться разработкой закона об азартных играх, если не найдет взаимопонимания с властью. По крайней мере Дмитрий Слободкин, вице-президент АДИБ, в интервью корреспонденту "ГАЗЕТЫ" Павлу Морозу дал понять, что эта старейшая организация не отдаст на откуп конкурентам будущее игровой индустрии. "Господин Починок как-то раз сказал: "Ребята, надо платить бабки"
- Почему вам не нравится законопроект Игоря Динеса?
- Дело не в том, нравится или нет. Существует отрасль, но она никак не оформлена. Де-факто мы есть, де-юре нас не существует. Если ориентироваться на международные стандарты, российский игорный бизнес - полулегальный. В любой цивилизованной стране действует закон об азартных играх. В любой госструктуре есть определенный орган исполнительной власти, который разрабатывает политику государства в этом вопросе, контролирует, собирает статистические данные. У нас другая ситуация: есть депутаты и предприниматели. А между ними - никого. Во власти - ни одного специалиста. Кому-то поручили заниматься игорным бизнесом. Он видит - нет закона, и сам его делает.
- А что в этом плохого?
- Вопрос в другом: для чего все это? В тексте законопроекта Динеса явно просматривается цель: передать контроль над игорным бизнесом обратно в регионы. Местные власти очень хотят его контролировать. Представьте себе ситуацию: они выдали 10 лицензий и 5 лет сидят без дела. Ну придут, проверку сделают. В Москве, в Санкт-Петербурге подход совершенно иной. Тут действительно большие деньги: одна только Москва дает до миллиарда рублей.
- Но власть озаботилась и назначила контролирующим органом Госкомспорт...
- Сразу возникают вопросы. Первый: какой из Госкомспорта контролирующий орган? Никто, в том числе и в правительстве, категорически не хочет создавать в ближайшее время действительно контролирующий орган на федеральном уровне. Может быть, лет через 5-8, а сейчас нет смысла, говорят они. Тогда можно рулить спокойно. Второй вопрос: налоги. Как у нас принимаются налоговые ставки? Нужны поступления в бюджет - поднимаем налоги. МНС смотрит: кого чихвостить? Давайте игровиков. Без всяких расчетов, с потолка повышают сбор, например, в 5 раз. А можно и в 10, 20... А кто считал-то? Госкомстат не отчитывается по игорному бизнесу - отрасли-то нет. Он отчитывается только по налогам. А какой оборот игорного бизнеса, какие затраты, рентабельность, прибыль - никто не знает.
- А как же вы собираетесь доказывать правильность своих расчетов?
- Сегодня обосновать те или иные цифры практически невозможно. Когда я готовил свои филиалы к выплате налогов, полностью посчитал среднюю выручку каждого игрового автомата за два года. Я доказал, что налог, который они предлагают, собрать нельзя. Поймите, я легальный бизнесмен, чего мне скрывать?
- Почему налоговая инспекция не может помочь Госкомстату?
- А зачем ей этим заниматься? Что в налоговой инспекции есть? Только сумма налогов. Им пришлют один баланс, другой... Но налоговики не станут собирать балансы по всей России. Кто будет всю эту информацию обрабатывать?
- А вы считаете, что АДИБ удастся собрать эти данные по всей России?
- Удастся. Но можно слушать, а можно принимать решения. Когда мы боролись с безумными ставками налога в бюджетном комитете Госдумы, предложили вполне нормальную вещь: давайте ограничим верхнюю планку налоговых сборов. Федеральные власти установили предел: выше нельзя, а ниже - пожалуйста. Но нашлась пара депутатов в бюджетном комитете, которые проголосовали против. Тем самым они дали возможность беспредельно увеличивать этот налог, причем в каждом регионе по-разному. Почему важен закон о лицензировании? Чтобы было единое экономическое пространство с общими правилами игры. У нас же пока в каждом уезде свой закон, свои налоги и так далее. В законопроекте Динеса заложена очень опасная тенденция: в регионах нет заведений типа "Кристалла", "Метелицы". Выживают лишь небольшие - на 5 столов или чуть больше. Главное, чтобы не повторилось самое страшное, когда налоговый инспектор имел право проверять все документы от начала до конца. Налоговая ходила бы каждый день в казино. Москва с нашей помощью добилась того, чтобы проверки стали централизованными. Сейчас ситуация совершенно иная: надо учить уже других чиновников - российских, которые пока вообще ничего не понимают. Андрей Румянцев (замглавы Госкомспорта, который будет курировать игорный бизнес. - "ГАЗЕТА") не может за всю страну отвечать. У него тоже сейчас руки связаны. Все документы, по которым он работает, так прописаны, что ничего не поймешь. Мы же совершенно другое предлагали. Еще одна проблема - немыслимые, незаконные варианты Госстандарта, который хочет просто на стандартизации игровых автоматов зарабатывать. Причем он этого не скрывал, когда протаскивал свои предложения. Все было проигнорировано, в Минюсте зарегистрировали - и пошло. А государству все равно.
- Так уж и все равно?
- Да, выгодно, чтобы казино было меньше. А в таком городе, как Москва, выгодно, чтобы мелких заведений не было. Но Москва - это не Россия. Если мы говорим о 89 субъектах федерации, то не можем применить общий подход ко всем регионам. Мы должны взять или худший, или средний показатель, но никак не лучший. А проталкивают вариант: Москва есть, тут мы разобрались, плюс политическая составляющая города, а в регионах - да плевать на них. Кого это волнует!
- А вас лично почему волнует?
Коммерческий интерес. У меня филиалы по всей России и не только.
- "Фортуна" до сих пор приносит прибыль?
- У меня 3,5 тысячи автоматов, от Ташкента до Бреста. Как делали в 89-м, так и работаем до сих пор. Кстати, АДИБ тоже уже 10 лет работает. Российской ассоциации два года, Союзу культурно-развлекательных центров 5 лет. Но они считают, что все можно решить иным методом. Решают вопрос другим способом: просто приносят чемодан. На тебе - решай, как надо.
- А почему бы вам не пойти по тому же пути?
- За все время нашей работы мы никогда не платили никому из чиновников. Поэтому с нами государство не боится работать. Но проблема в другом. Никому не ведомо, что там депутаты нарисуют, чего напридумывают.
- Не получится ли так же, как с вашими поправками, направленными в Госкомспорт?
- Мы сделали все, что возможно. Порядок-то лицензирования либеральный по сути: бумажки, за которые ответственности не предусмотрено. Ну возьмут административный штраф 200 рублей. А вот если бы мы не сделали наших предложений, вообще неизвестно, что бы там было. Если отдать это на откуп некомпетентным людям, ситуация станет неконтролируемой.