Правила игры
Отсутствие взвешенной концепции работы индустрии развлечений тормозит развитие этого перспективного для экономики вида бизнеса. Необходимо решить целый ряд проблем, среди которых: отсутствие единого нормативного акта, регулирующего на федеральном уровне этот вид деятельности и отражающего интересы всех участников; неопределенность действующих норм лицензирования и сертификации; непродуманная налоговая политика; недостаточное количество специалистов правительственного уровня, профессионально разбирающихся в специфике развлекательного бизнеса; отсутствие контроля и злоупотребления недобросовестных участников рынка. На сегодняшний день невозможно в полной мере защитить права потребителей, обеспечить безопасность как потребителей, так и участников рынка.
Виктор Волков, председатель Комиссии Госдумы РФ по предпринимательству
Лицензирование - формальная возможность государства получать небольшие деньги за разрешение того или иного вида деятельности при наличии безопасности, санитарных условий и так далее. Если условия соответствуют, то лицензия, как правило, выдается. А если бы у нас лицензирование было на уровне западных стандартов, когда лицензию получить трудно, а сохранить еще труднее, то оно ценилось бы и было препятствием для недобросовестных предпринимателей. Выдавать лицензии необходимо за более серьезные деньги и добиваться того, чтобы предприниматель работал с этой лицензией "прозрачно".
На сегодняшний день сертификация в России добровольная. То есть те же игровые аппараты сертифицировать можно по желанию. Невероятной представляется ситуация, когда сертификат предоставляет не производитель аппарата, а тот, кто его купил. Поэтому необходим федеральный закон, инициатором которого, по моему мнению, может стать Госдума РФ
Владимир Грищенко, советник министра финансов РФ
Хочу остановиться на проблемах организации лотерей. На примере этой близкой к игорному бизнесу сферы можно увидеть те проблемы, с которыми сталкиваются чиновники и предприниматели, пытающиеся узаконить свою деятельность. Проект закона о лотереях Правительство РФ подготовило и вынесло на обсуждение в 1997 г. Но только в 2003 г. этот закон был принят. Несмотря на проблемы, удалось сохранить конкурентоспособность и многообразие данного бизнеса. Однако нормы регулирования и контроль ужесточились.
Исполнять закон в настоящее время некому. Кадры есть, но их мало, вопрос контроля стоит очень остро. Плохо и то, что по финансовым объемам этого бизнеса нет статистики. А отсутствие статистики, контрольных органов, специалистов в этой сфере не даeт нормально развиваться бизнесу. Считаю, что необходимо поддержать инициативу депутатов Государственной Думы РФ по поводу введения законодательного регулирования этой сферы.
Александр Борисов, председатель комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка
Потребительский рынок напрямую связан с индустрией развлечений, говоря о развитии которой, было бы неправильным ограничиваться только обсуждением сектора азартных игр. В России развивается совершенно новая индустрия, которая включает в себя двадцать с лишним сегментов. Однако она не регламентирована, нет концепции ее развития, в бюджетах нет позиции по индустрии развлечений. А, между тем в этих двадцати с лишним сегментах генерируются огромные деньги, поскольку бизнес стремительно развивается.
Согласно прогнозу социально-экономического развития, подготовленного Минэкономразвития РФ, к 2007 г. доходы граждан должны увеличиться на 40%. Это и есть примерная планка роста, на которую стоит ориентироваться в игорной индустрии. На самом же деле речь идет о гораздо больших суммах.
Отрадно, что представители бизнеса начинают понимать необходимость четких правил игры и обращаются к представителям исполнительной и законодательной власти с требованием эти правила установить.
Игорь Балло, президент АДИБ:
Ассоциация деятелей игорного бизнеса объединила с 1992 г. казино Москвы и предпринимателей, которые тогда налаживали производство. К сожалению, чиновники не спешили помогать бизнесменам, за исключением Лицензионной палаты.
С 1998 г. на рынок пришли новые игроки, что называется, с другими деньгами и агрессивной политикой. Они начали создавать новые ассоциации, не принимают прежние правила и сумели добиться поддержки чиновников. Прежним игрокам для выживания пришлось искать новые формы работы. В 2000 г. это дало казне деньги, а кроме того, позволило хоть что-то прогнозировать в бизнесе.
На сегодняшний день игорный бизнес раздроблен на куски - существует уже около тридцати с лишним организаций, работающих в этой индустрии. За каждой идут финансы, чиновники. Но выход из сложившейся ситуации есть и очень простой. Сесть всем игрокам, занятым в этом серьезном бизнесе, за "круглый стол" и договориться. Для этого нужен стержень, вокруг которого все смогут объединиться. Предлагаю, на базе нашей ассоциации создать Ассоциацию деятелей - ветеранов игорного бизнеса. В ней можно объединить все компании, существующие в игорном бизнесе не менее десяти лет. А государственные органы - МВД, ФСБ, налоговая инспекция, - пускай занимаются контролем. Мы работаем легально, получаем лицензию. Другое дело - надо пересмотреть некоторые вещи.
Справка
В 2002 г. прибыль российского игорного бизнеса составила 1,6 млрд. долл., в 2003 г. - 2,7 млрд. долл., в 2004 г. - свыше 4 млрд. долл. Согласно экспертным оценкам, в 2005 г. эта сумма достигнет 6 млрд. долл. Растет и прибыль государства, получаемая в качестве налогов. Если в 2002 г. налоговые поступления составляли 2,4 млрд. руб., в 2003 г. - 5,5 млрд. руб., то по предварительным данным за 2004 г. - 10 млрд. руб.
Темпы развития индустрии казино гораздо выше, чем в целом по отрасли. На 1 января 2003 г. количество зарегистрированных столов равнялось 3600. Спустя 9 месяцев их стало 3800. По последним данным, на 1 июля 2004 г. зарегистрировано 4200 столов. Большинство крупных казино сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге.
Наиболее динамично развивается сектор игровых автоматов. Количество залов с 2003 по 2004 г. удвоилось (при этом речь идет не столько о количестве собственно игровых автоматов, сколько о точках, где они установлены). Растет количество автоматов с денежным вы-игрышем. В 2002 г. их было 60 тыс., в 2003 г. - 150 тыс., в 2004 г. - 280-285 тыс.
Журнал «Экономика России: ХХI век» № 19