Игорная авантюра
Строительство игорных зон в России, создание хотя бы одного локализованного «Лас-Вегаса» – проект сомнительный, и я отношусь к нему с осторожным скепсисом. Полагаю, что однажды включатся общерыночные механизмы, появится спрос на услугу – и сформирует предложение. Недавно я был в «Азов-Сити», смотрел планы проектов, программы – все они чрезвычайно интересны, но так и остаются на бумаге.
Да, в «Азов-Сити» построили одно пробное казино чуть ли не в палатке посреди степи. На первое время, конечно. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Я слышал о том, что основные владельцы игорного бизнеса устремились в ближайшую экс-социалистическую Европу: Беларусь, Болгарию, Чехию, Югославию. Вложения ничуть не больше, а законодательная база совсем другая. В Софии или Праге, как оказалось, немало людей, которые жаждут расстаться с деньгами в обмен на дозу адреналина, и уж точно таких клиентов в Восточной Европе значительно больше, чем в Азове. А в Минск из Москвы и вовсе 7–8 часов езды на комфортабельном поезде.
Если найдется инвестор, который предложит мне построить для него проект в одной из российских игорных зон, я с удовольствием приму его предложение. Но если бы мне сделали аналогичное предложение как девелоперу или инвестору, я бы отказался. И вот почему.
Во-первых, клиенты такого бизнеса – люди с ограниченным запасом времени. У них нет возможности специально ехать до казино, другое дело, если оно расположено «по пути» домой. Тогда клиент проведет в нем всю ночь.
Второй фактор – логистика, транспортная инфраструктура. Вы знаете, какие самолеты летают в Краснодар? Я очень долго работал над собой, прежде чем сесть в один из них. «Авиационные линии Кубани» – это самолеты 60-х годов, где над пассажирскими креслами висят лампочки с кнопочками, как у «сталинских» настольных ламп, для вызова стюардессы. Если же вы рассчитываете, что клиенты полетят на своих самолетах, то в «Азов-Сити» должны для начала построить удобные взлетно-посадочные полосы для личного транспорта.
Я человек не азартный, поэтому для меня лично казино – это один из тех самых «400 относительно честных способов отъема денег у населения». Видимо, поэтому я никогда не был в Лас-Вегасе, но осмелюсь предположить, что 70–80 лет назад американцы сомневались, что кому-то понадобится ехать в пустыню только для того, чтобы красиво расстаться с деньгами, ведь для этого есть немало других эффективных способов. Прошли годы, и теперь посещение Лас-Вегаса, знаменитого города развлечений, – обязательная программа для многих людей со всего мира. Копия Лас-Вегаса уже появилась в Китае в Макао – бывшей португальской колонии, а ныне автономной территории в составе КНР. Но мне сложно предположить, какой город мы решим взять за образец при строительстве «Азов-Сити». У меня версий нет. Может быть, читатели ими поделятся?
Досье «БН.ру»:
Андрей Хижняк до 1997 года был офицером Вооруженных Сил РФ. Затем занял должность заместителя директора по производству строительной компании «Фронтон». В 2001 году стал заместителем генерального директора по строительству компании «Фабер». В 2005 – генеральным директором строительной компании «ДомТехноСтиль». С 2008 года – генеральный директор группы компаний «Еврострой».
http://www.bn.ru/articles/2010/07/27/66771.html