Хочешь играть - езжай в Джермук
Речь идет о достаточно существенных финансовых изменениях, после коих по логике вещей любое казино или игральный салон должны будут приостановить функционирование. Но, судя по всему, у депутатов таких опасений нет. В связи с чем народные избранники предлагают даже создать своего рода Лас-Вегас, под который будет выделена отдельная “зона”.
Итак, налоговыми изменениями предлагается увеличить размер базовой пошлины для игр с выигрышем с 1 января 2013 года с нынешних 5 млн драмов до 50 млн драмов, а для игорных домов с 25 млн драмов до 400 млн драмов. Правда, при этом предлагается отказаться от фиксированных выплат за игровые столы и игральные аппараты. Чем, видимо, и подпитывается уверенность депутатов в том, что игорный бизнес продолжит существовать. В самом деле, ведь за каждый игральный автомат ежемесячно по еще действующим законам следует отчислять по 125 тысяч драмов (кстати говоря, эта планка была поднята с 75 тысяч драмов в феврале прошлого года). А за каждый стол казино вносит в госказну по 4 млн драмов (опять же с февраля 2009-го). До той поры речь шла о 2,5 млн драмов. Но тогда почему представители сферы, преимущественно владельцы мелких и средних “азартных домов”, не особо уверены в том, что удастся остаться на плаву? Дело в том, что факт разворачивающегося в сфере кризиса уже налицо: после февральского роста налогов многие повесили замки на игорные дома. И если на 1 января 2009 года в стране было 15 казино, то на 1 июня уже 10. Из 118 игр с выигрышем на плаву оставалось 114. О кризисе в сфере свидетельствует и официальная статистика за весь 2009 год, согласной коей свернули деятельность 38 азартных заведений. Конечно, даже десятка казино и сотни игральных салонов для нашей небольшой страны, мягко говоря, многовато.
Но если цель — изолировать население от пагубной страсти к азарту, то отчего речь идет о создании азартной зоны в трех отдельно взятых городах?
Ранее, заявляя об одобрении изменений в законопроекте “Об играх с выигрышем и игорных домах”, согласно коим в 2013 году “азартные дома” должны переселиться в Джермук, Севан и Цахкадзор, члены комиссии по экономическим вопросам НС РА выражали любопытное мнение. Мол, наличие “азартных домов” поспособствует развитию... туризма в Армении. Но неужели в нашу страну едут исключительно, чтобы покрутить рулетку?!
Впрочем, есть и иное мнение. Член вышеозначенной комиссии Ара Нранян, например, полагает, что “можно выделить отдельную зону для подобной деятельности, где все, кто будет там проживать, поймут, что выбирают рисковую зону, а государство должно будет обеспечить независимость и безопасность деятельности предпринимателей”. Идея толковая. Но не очень понятна ее вторая часть по поводу безопасности предпринимателей. Судя по всему, Нранян имел в виду мелких и средних бизнесменов. Потому как, по его мнению, “нынешние поправки лишь позволяют крупному бизнесу платить меньше налогов”. “А это неизбежно приведет к сокращению поступлений в госбюджет и формированию олигополий”, — заявил жаждущий доработок законопроекта депутат.
В самом деле, рост налогов оставит на плаву крупнейших, поскольку мелкие игорные заведения наверняка свернут деятельность, будучи не в состоянии платить миллионные налоги. Создавшуюся брешь немедля “закроют” солидные игорные дома, перехватив клиентов мелких собратьев по бизнесу. В итоге их прибыль возрастет, а налоги, пусть даже увеличенные едва не в 20 раз (а с учетом снятия ежемесячных плат за “оснастку” того меньше), окажутся вполне по карману. Ну а если владельцы казино прибегнут к традиционной уловке — работе на грани меж статусом казино и игрального салона, — то налогов с них зачтется еще меньше.
Дело в том, что, согласно нынешнему законодательству, игральный салон переходит в ранг казино, если располагает 21 игральным автоматом. При наличии же 20 одноруких бандитов его статус не меняется. А доходы при этом, думается, соизмеримы с казиношными. Не случайно с начала прошлого года в Минфине отмечали тенденцию “салонизации” игорных домов. По положению на 31 марта 2009-го право задействовать максимальное число игровых автоматов (то есть 20) из 70 действующих салонов получили аж 43! Кроме того, одна и та же фирма стремилась иметь по нескольку салонов, и к концу марта 2009-го 20 фирм имели лицензии более чем на 1 салон. Максимальное же число игральных заведений, оформленных на одну фирму, равнялось 6. Правда, таким числом объектов располагала лишь одна компания. Зато по 4 салона содержали две, а по 3 — пять фирм. “Салонизация” азартного бизнеса объяснялась и объясняется пятикратной разницей меж госпошлинами — ведь де-юре салоны, а де-факто практически уже казино могут выплачивать не 25 млн драмов, а лишь 5 млн драмов госпошлины. В будущем же стимула балансировать на грани казино-салон появится еще больше — ведь речь пойдет уже о 8-кратной разнице. Поскольку казино будут выплачивать ежегодно 400 млн драмов, а салоны лишь 50 млн драмов...
Конечно, организаторы игорного бизнеса могут парировать аргументом “выселки” игорных домов за тридевять земель от столицы и возможным сокращением прибылей. Но, помнится, на заре переселения казино за административные границы Еревана владельцы их предпринимали все, чтобы не потерять клиента — от организации доставки собственным транспортом до ночлега и питания за счет заведения. Думается, игорные бизнесмены не постоят за сервисом и сейчас и будут биться за каждого клиента. Другое дело, что позволить себе дополнительные расходы опять же смогут лишь “серьезные” заведения. Мелкие же собратья вынуждены будут удалиться из сферы. В итоге не выиграют ни госказна, ни склонные к азарту соотечественники. И уж тем более занятый в сфере обслуживающий персонал. Коллективам мелких и средних игорных заведений светит безработица. По самым грубым подсчетам, одновременно без работы могут остаться в среднем порядка 6-7 тысяч человек — ведь всего на 31 декабря 2009 года в стране функционировало 110 казино и игральных салонов, а в каждом казино трудятся порядка 100 человек. И человек 20 в игральном салоне среднего размаха. Так что утешает одно: законопроект одобрен лишь в первом чтении. А до второго парламентарии намерены еще раз “обмозговать” все нюансы грядущих перемен. В конце концов, упускать сферу из поля зрения, кажется, не намерены и в Минфине — по словам Нраняна, организация игорного бизнеса в пределах региональных административных единиц приведет к выходу деятельности казино из-под контроля Министерства финансов. И фактически передаст их в руки местных “князьков”, которые будут принимать окончательные решения о деятельности и предоставлять лицензии...
nv.am